Кибербуллинг – достаточно новое явление, которое, к сожалению, быстро набирает обороты.

Что же это такое, и в чём его опасность?

Кибербуллинг (интернет-травля, кибертравля, кибермоббинг, троллинг, флейм), по определению Википедии, это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. 

 Mail.ru Group приводит следующие данные статистики:

  • 58% (по данным Microsoft за 2019 год – 61%) интернет-пользователей в России сталкивались с агрессивными проявлениями – оскорблениями и негативными комментариями. Большинство опрошенных утверждает, что в интернете стакиваются с агрессией чаще, чем в реальной жизни; 
  • 76% подростков не рассказывают родителям о том, что столкнулись с агрессией в интернете из-за опасений не быть воспринятыми всерьёз; 
  • Три главных повода для кибербуллинга – внешность, сексуальная ориентация, сетевая активность;
  • 7% молодых людей в ответ на агрессию удаляют аккаунт в социальных сетях;
  • 55% подростков считают интернет безопасной средой, но столкновение с агрессией оказывается сложнейшим испытанием для них – они испытывают страх и тревогу в 2,5 раза чаще, чем взрослые;
  •  По данным Microsoft, 95% пользователей при столкновении с онлайн-рисками испытали серьёзные переживания;
  •  Согласно данным ЮНЕСКО (2020 год), за время пандемии COVID-19 случаи кибербуллинга в отношении как учеников, так и учителей участились.

Компания Microsoft предлагает 4 принципа для безопасного, здорового и продуктивного интернет-общения:

  1.  Жить по Золотому правилу – проявлять сочувствие, сострадание и доброту при общении со всеми, относиться с достоинством и уважением к каждому партнёру по онлайн-общению.
  2. Уважать различия – уважение различных точек зрения, принятие их права на существование и возможность быть озвученными, избегание поспешных ответов и перехода на личности и оскорбления.
  3. Делать паузу, прежде чем отвечать – так можно избежать поспешных выводов и неадекватного отклика. Не нужно писать ничего, что может обидеть других людей, навредить их репутации, угрожать их безопасности.
  4. Защищать себя и других – поддержать тех, кто стал объектом насилия и жестокости в сети, сообщать об угрозах и сохранять доказательства ненадлежащего или небезопасного поведения.

Специалисты ЮНИСЕФ с командой международных экспертов по проблемам кибербуллинга и защиты детей, сотрудниками Фейсбук, Инстаграм и Твиттер дают следующие рекомендации детям для предотвращения травли в сети:

  1. Очень важно несколько раз подумать, прежде чем размещать любую информацию в сети, – это может остаться в сети навсегда и в дальнейшем может быть использовано во вред;
  2. Не сообщать личные данные: адрес, номер телефона или школы.
  3. Пользоваться настройками конфиденциальности в приложениях;

Для тех, кто всё же столкнулся с кибербуллингом, специалисты предлагают следующее:

  1.  Сообщить о травле взрослым, к которым испытываешь доверие (родители, учитель, тренер);
  2. Заблокировать агрессора и официально сообщить о его поведении непосредственно на платформе. Социальные медиаплатформы обязаны обеспечивать безопасность своих пользователей.
  3. Собирать доказательства – скриншоты текстовых сообщений и постов в социальных сетях.
  4. Самое главное, что нужно сделать, для того чтобы прекратить буллинг, – это идентифицировать его и сообщить о возникшей ситуации. Это продемонстрирует агрессору, что его поведение недопустимо.
  5. Если есть ситуация прямой угрозы жизни и здоровью, необходимо незамедлительно сообщить в правоохранительные органы.